Ребенок в 4 месяца

​Развитие ребенка с 4 до 6 месяцев

За первые 3 месяца жизни ребенок заметно изменяется - он уже активно взаимодействует со своими родителями и проявляет интерес к окружающему миру. Эмоциональная сфера усложняется с каждым месяцем. Несмотря на то, что ребенок еще совсем мал, уже с 4 месяцев проявляются индивидуальные черты его темперамента. В этот период формируются примитивные эмоции - радость, гнев и страх.

Ребенок-холерик: наиболее яркие реакции связаны с эмоцией гнева. Он активно реагирует на любой дискомфорт, и в особенности - на отсутствие матери. Тем не менее, такого ребенка легко успокоить - он быстро переключается на положительные эмоции.

Ребенок-сангвиник: у него преобладают позитивные реакции, он вызывает улыбку у всех, кто с ним контактирует. Основная эмоция такого малыша - радость, а гнев и страх проявляются в меньшей степени.

Ребенок-флегматик: спокойный и серьезный карапуз. Чтобы вызвать его улыбку, придется приложить немало усилий. Однако и на отрицательные эмоции он довольно сдержан.

Ребенок-меланхолик: глядя на такого малыша, создается ощущение, что он всегда напуган. Это очень недоверчивый ребенок, который долго решает улыбнуться или рассердиться на вашу улыбку, а новая игрушка скорее вызовет опасения, чем интерес. Основная эмоция - страх, а радость и гнев проявляются реже.

Кроме эмоциональной сферы, ребенок после 3 месяцев также делает огромный скачок в развитии двигательных и речевых навыков. Программа развития становится всё более индивидуальной,она зависит от генетических факторов, а также от создаваемых условий и психо-эмоциональной обстановки. Поэтому каждый ребенок приобретает новые умения со своей, присущей именно ему, скоростью. Границы развития становятся очень размытыми, но можно выделить основные закономерности:

Движения

Полностью исчезает физиологический гипертонус. Именно это дает малышу возможность принимать любую позу и активно задействовать руки и ноги в изучении окружающего мира. С 4 месяцев ребенок начинает переворачиваться со спины на живот, а к 6 месяцам и с живота на спину. Когда дети переворачиваются со спины на живот, они постепенно опираются на предплечья, а затем и на вытянутые руки. Из такого положения он пытается встать на четвереньки и начать раскачиваться, от этого зависит во сколько месяцев ребенок начинает ползать. Кроме того, такое положение позволяет изучать новые предметы, а опора ладоней о поверхность - получать дополнительную тактильную информацию. К 4-5 месяцам лежа на спине, ребенок подтягивается за руки, касаясь подбородком груди. А ближе к полугоду он садится с поддержкой взрослого или с опорой на руку. Часто родителей интересует вопрос, со скольки месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно? Этот навык проявляется при условии, что мышечная система готова удержать тело в новом для него положении, поэтому не стоит ускорять процесс.

Мелкая моторика

Незнакомые предметы очень привлекают малыша. Он стремится взять их в руки, пощупать, переложить из одной руки в другую, постучать игрушками друг об друга, попробовать “на зуб”. Если в 4 месяца ребенок использует ладонный захват, то уже в 5-6 месяцев появляется противопоставление большого пальца остальным - захват “клешней”.

Зрение и слух

Благодаря приподнятому положению на животе, в возрасте 4 месяцев, ребенок может окинуть взглядом комнату. Начинает видеть и разглядывать мелкие предметы, различает цвета. Позже, к 5-6 месяцам малыш узнает свое отражение в зеркале. С 4 месяцев ребенок начинает прислушиваться и реагировать на музыку, песни, стишки, особенно на знакомые.

Речь и эмоции

В 4 месяца ребенок начинает активно “гулить”, а к 5-6 месяцам его речь сменяется на разнообразный лепет. Появляются новые согласные звуки, малыш пытается говорить слоги, речь приобретает интонационную окраску. С 5-6 месяцев развивается сенсорная речь, то есть ребенок понимает слова, но не говорит их.

С 3-4 месяцев малыш становится всё более общительным, на ласковой тон родителей отвечает смехом в голос, оживленными движениями и лепетом. Незнакомых людей встречает настороженно - сначала изучает, а потом эмоционально реагирует на них.

В этом же возрасте ребенок активно интересуется едой, пытается повторять движения за родителями.

Если ребенок 4 месяцев стал плакать и беспокойно себя вести, то вероятнее всего у него начали прорезываться зубы.

Как создать оптимальные условия для развития малыша?

  • проводите ребенку экскурсию по дому: показывайте, называйте и давайте пощупать разные предметы;
  • ребенка могут надолго заинтересовать книжки с картинками, показывайте на них крупные (животных, дом,растения и т.д.), а затем и мелкие детали (глазки, ушки, хвостик, окошки, дверки и т.д);
  • включайте разнообразную музыку; приобретите музыкальные игрушки;
  • много читайте вслух, рассказывайте стишки, пойте;
  • ведите диалог - отвечайте ребенку с теми же интонациями, которые использует он, повторяйте короткие фразы, слушайте, что он скажет в ответ;
  • используйте развивающий коврик с разными текстурами, цветами и звуками;
  • отдайте предпочтение крупным цветным игрушкам, которые легко держать в руке; желательно, чтобы у погремушек была длинная округлая ручка, удобная для правильного удержания;
  • сочетайте общеукрепляющий массаж с плаванием;

Читая о навыках, которые приобретает ребенок 4-6 месяцев, помните, что каждый малыш индивидуален. Общайтесь и проводите с ним как можно больше времени, и тогда кроха обязательно будет радовать вас своими успехами в развитии. Ведь самое главное для него - это любовь и поддержка родителей.